Наш телефон:
511-18-77



Новости детского сада
13.09.2018
  Летом огород - что город!   В нем сто тысяч горожан: Помидор, горох, капуста, Кабачок и баклажан! Сегодня в детском саду праздник... Подробнее...

17.04.2018
Уважаемые посетители сайта! Порадуйтесь вместе с нами, потому что наш Детский сад вошёл в число победителей "Всероссийского смотра-конкурса "Образцовый... Подробнее...

12.03.2018
Администрация и педагогический коллектив ДОУ №12, поздравляет заместителя заведующего по ВМР Мешкову А.В. и учителя-дефектолога (тифлопедагога) Антюшину В.Н., с победой в... Подробнее...

23.02.2018
 20 февраля 2018 года состоялся День открытых дверей в МБДОУ "Детский сад №12", весь педагогический состав дошкольной организации проводил... Подробнее...

17.01.2018
Администрация и педагогический коллектив МБДОУ "Детский сад №12 "Сказка", поздравляет воспитателя подготовительной группы "Машенька" Пронину... Подробнее...

 

ТЕНЕВОЙ ТЕАТР
 КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ
 ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

«Чёткий, сияющий, древний, как первая тень на Земле; всем понятный, потому что даже младенец привык к тени вокруг: реальнейший, потому что даёт реальную картину на плоскости; основанный на элементах, недоступных другим театрам; захватывающий и воспитывающий – потому что прекрасный - таков Театр теней» - так писала в начале XX столетия основательница первого в нашей стране теневого театра Н. Я. Симонович- Ефимова.

Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей с нарушением зрения, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии.

Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Дети познают окружающий мир, проявляя любознательность, стремятся к экспериментам, испытывая желание самостоятельно находить решение в проблемных ситуациях. Всем этим ребенок награжден от природы, и роль взрослого, родителя или педагога – активно помогать ему, стараясь не мешать проявлению исследовательских способностей. Но детям с нарушением зрения в процессе восприятия окружающего мира трудно самим искать впечатления, активно обследовать окружающий мир. Специалистам различного профиля и родителям необходимо постоянно организовывать пространство вокруг таких детей, насыщая и грамотно оформляя предметно - развивающую среду. И одним из средств, способным «разбудить» ребенка, является настольный театр теней. Это очень интересный вид работы и взаимодействия с детьми, позволяющий увлечь детей в процесс обучения и поддержать их интерес к продуктивным видам деятельности, развивая внимание, воображение, мышление через работу с силуэтами и теневыми фигурами. 

Набор для теневого театра достаточно прост — основание из плотного картона, имеющее боковые стенки и отверстие в центральной части, заполненное полупрозрачным материалом, а также набор силуэтных изображений предметов окружающей действительности выполненных из плотного двухстороннего черного картона.
Придерживаясь определенного алгоритма работы, взрослый адаптирует восприятие дошкольника к своеобразию черно-белой гаммы, учит детей находить определенные комбинации силуэтов, анализировать и придумывать свои картинки и сюжеты.

Данный вид деятельности осуществляется поэтапно. Сначала дети подготавливают материалы и оборудование для игр и упражнений. Затем сравнивают, анализируют статичные, конкретные теневые силуэты. В игре:
«Найди тень» или «Чья это тень?» дети учатся соотносить цветную картинку (у каждого ребенка разная) с черным силуэтным изображением статичного предмета на экране.  Затем педагог подключает динамику и показывает детям картинки, на которых люди выполняют визуально различные действия. Далее, когда восприятие детей достаточно натренируется, в работу вводятся теневые картинки с очень похожими и малозаметными различиями. Таким образом, наблюдая, обсуждая, сравнивая свои ответы дети, незаметно для себя активизируют и мобилизуют речевые возможности и познавательные способности. В домашних условиях детям можно предложить различные игры в темноте.

Чем занять ребенка зимними вечерами?

Игра «Искалки»

Спрячьте в комнате или по всей квартире светящиеся в темноте предметы и отправьте ребенка на их поиски! Заранее скажите ребенку, сколько предметов нужно найти. Светящиеся браслеты можно положить в пластиковые яйца, затем поместить их в воздушный шарик и надуть его. Светящиеся палочки или «попрыгунчики» спрячьте в пластиковые контейнеры или непрозрачные коробки, открыв которые, ребенок вдруг обнаружит светящийся предмет. Небольшие фонарики можно закрыть в белых пластиковых бутылках из-под молочных продуктов. Искать можно и светящиеся в темноте звездочки (для этого нужно, чтобы за день они «накопили» свет). Для малышей самые крупные звезды можно разложить на видных местах, а для детей постарше — спрятать: приклеить звездочки на стену за шторой, под табуретку или под стол.

«Прятки-квест с фонариком»

Спрячьте в квартире предмет (например, книгу или диск с новым мультфильмом) и подготовьте подсказки, по которым его можно будет найти. Искать подсказки следует в темноте с фонариком. Листок с первой подсказкой, по которой можно будет найти остальные подсказки, ведущие к главной цели, ребенок должен найти легко — его можно поместить рядом с фонариком. Место, где спрятана следующая подсказка, можно нарисовать, зашифровать в стихотворении или загадке. Для малышей, которые еще не умеют читать, подсказки можно сделать в виде фотографий. Продумайте «маршрут» и сфотографируйте места, где будут спрятаны подсказки: под игрушкой, за креслом, в шкафу, за дверью, в книге и т.п. Затем фотографии можно объединить на одном листе, распечатать на обычной бумаге формата А4 и потом разрезать, чтобы получились небольшие картинки-подсказки. Сначала спрячьте подарок, а затем в обратном направлении оставляйте подсказки, ведущие к нему. Количество подсказок, ведущих к подарку, зависит от вашей фантазии и возраста ребенка: важно, чтобы разгадка не досталась ему слишком легко, но и не пропал азарт от усталости.

Игра «Веселые картинки»

Эта игра особенно понравится детям младшего возраста. Пока малыш не видит, развесьте по квартире картинки с изображениями его любимых героев, животных, фотографии любимых игрушек или портреты вашей семьи с забавными рожицами. Картинки можно прикрепить на стену, на внутреннюю сторону дверцы шкафа и даже на потолок. Выключите свет и предложите найти в комнате все спрятавшиеся картинки, вооружившись фонариком. Пусть ребенок ищет самостоятельно или с вашей помощью.

Вместо картинок можно прятать мягкие игрушки, машинки или части от пирамидки. Совсем маленьких деток можно попросить посветить фонариком и найти стул, стол, плюшевую игрушку или самим освещать тот или иной предмет и называть его.

Экспериментируйте: посветите фонариком через дуршлаг или бумагу с дырочками, чтобы на потолке появились звезды. Попробуйте светить сквозь ладошки, разноцветную бумагу, прозрачные предметы или цветные воздушные шарики. 

Учитель-дефектолог (тифлопедагог) Седова Ольга Викторовна

 

Как помочь ребенку с нарушением зрения видеть и понимать окружающий мир

      Умение видеть и понимать окружающий мир ребенку не дается от рождения. Правильно, точно и полно представлять окружающий мир он учится постепенно в ходе своего развития. Процесс восприятия окружающего мира у детей дошкольного возраста начинается целенаправленно формироваться только при участии взрослых.

У ребенка с патологией зрения из-за зрительных нарушений могут складываться неточные образы предметов и явлений окружающего мира.

Малыш с нормальным зрением без помощи взрослого не умеет целенаправленно изучать предмет:

-  узнавать называть цвет, форму, величину;

-  прослеживать контур;

-  выделять наиболее характерные признаки и детали;

-  сопоставлять отдельные части предмета, соотнося существенные и второстепенные свойства предметов.

Ребёнок с нарушением зрения не имеет возможности хорошо видеть и различать все признаки и свойства предметов, особенно удаленных от него (деревья, птицы, дома). Дети с нарушением зрения часто не понимают сюжетных картинок в книжках, где одно изображение заслонено другим, так как не могут понять содержание иллюстрации.

Дети данной категории не всегда могут выделить существенные признаки предмета при восприятии. Поэтому, мы взрослые, должны научить ребёнка правильно зрительно обследовать предмет, прослеживать его форму, анализировать, выделяя главные, существенные признаки, сопоставлять предметы между собой по общим и отличительным особенностям.

  Не всегда знакомство с предметами следует начинать посредством зрения. Там, где возможно, нужно активно приучать ребёнка узнавать признаки и свойства предмета на полисенсорной основе: с помощью осязания, слуха, обоняния, вкуса. Вначале можно предложить ребенку потрогать объект рукой, провести пальцами по контуру фигуры. Важно у ребенка с нарушением зрения развивать осязание для узнавания объектов. Очень полезна для развития осязания игры «Чудесный мешочек» и «Муфточка», в которые можно положить разные предметы. Ребенок отгадывает на ощупь находящиеся в мешочке геометрические фигуры, овощи, фрукты, игрушки, предметы быта и т.д. При этом взрослый показывает ребенку способ обследования предмета на ощупь: пальцами надо провести по всему предмету, взять его всей рукой, потрогать отдельные детали. Включение в процесс восприятия всех органов чувств будет способствовать их активному развитию и формированию умений детей опираться на полученную информацию.  Вместе с тем это благоприятствует более полноценному использованию недостаточного зрения и его развитию.

Очень важно развивать у ребенка зрительное внимание и память. С этой целью с ребенком можно играть в такие игры, как «Чего не стало», «Что изменилось», «Кто скорее найдет  нелепицы в рисунке». В игре «Что изменилось» можно расставить на столе несколько игрушек (не более 4-5 в начале и постепенно увеличивая до 10) вместе с ребенком, проговаривая, запомнить в какой последовательности стоят игрушки слева – направо. Затем предложить ребенку закрыть глаза, а взрослый в этот момент должен поменять местами две игрушки или спрятать одну игрушку. Ребенок рассказывает, что изменилось и уточняет место расположения предмета или отгадывает, какой предмет из ранее стоящих убрали. Для поддержания интереса целесообразно иногда меняться игровыми ролями (ребенок прячет-взрослый угадывает).

При этом важно, чтобы ребенок не только назвал игрушку, но и мог рассказать подробно, где она стояла. Например: «Я считаю, что не хватает куклы, она стояла между машинкой и мячиком» или «Я считаю, что не хватает куклы, она стояла первой с левой стороны». Это помогает ребенку высказывать собственное суждение о происходящем, развивает его пространственное восприятие и формирование пространственных представлений (справа, слева, впереди, сзади, в средине, около, между, далеко, близко).

Ребенка с нарушением зрения необходимо специально учить рассматривать картинки. Начинать следует с предметных картинок, где изображены, например, отдельные предметы - игрушки, одежда, животных, посуда. Сначала ребенок учится правильно называть предмет, изображенный на картинке. Затем попросите малыша назвать основные признаки нарисованного предмета - форму, цвет, величину, пространственное расположение объекта. Например, на картинке нарисован мяч. Предлагаем назвать, что это. После этого, обводим пальцами ребенка, контур мяча, проговаривая: «Мяч круглый». Ребенок говорит вместе с Вами, а затем повторяет один. Далее определяете, какого он цвета и обозначает цвет словом. Таким образом, ребенок учится соотносить сенсорный признак предмета со его словесным обозначением.

Затем, можно переходить к сюжетным картинкам. С малышами 3-4 лет рассматриваем картинки с простым сюжетом, а с детьми 5-6 лет иллюстрации более сложные. Чтобы дети понимали содержание картины, где один предмет частично заслонен другим, надо учить видеть это явление в окружающей обстановке. Во время прогулок, играя с ребенком в прятки, мы показываем, что спрятаться можно полностью, но, если спрятаться за небольшое дерево, нас будет частично видно. Все эти действия следует проделать с ребенком в игре. Можно предложить ребенку, спрятаться так, чтобы его не было видно совсем или же спрятаться так, чтобы видна была только рука, и т.д. Формирование представлений о заслонённости одного предмета другим очень важно для ребенка с нарушением зрения, так он поймет, что за большим автобусом может быть не видно легковую машину, а видимая часть предмета предполагает и наличие его остальных частей.

  Время прогулок с детьми необходимо максимально использовать для обогащения их представлений, использовать возможность наблюдать за погодой, растениями, животными, транспортом, учить детей понимать состояние погоды, взаимосвязь между ее состоянием и жизнью человека, животного и растительного мира. Важно при этом развивать способность слушать звуки окружающего мира, узнавать и называть их - «Я слышу пение птиц» или «Я слышу гул машин». В спокойных тихих местах можно поиграть с детьми в игру «Угадай, кто позвал». В этой игре могут принимать участие все члены семьи, ребенок на слух определяет, кто его позвал.  

Мы, взрослые, должны всегда помнить, что именно мы помогаем ребенку открыть неизвестный ему мир. Чем богаче и ярче будут представления ребенка об окружающем, тем успешнее он будет социализироваться в обществе.         

Учитель-дефектолог (тифлопедагог) Долгополова Наталья Алексеевна   

 

Мозаика как эффективное средство развития

дошкольника с нарушением зрения

  Наблюдая за малышом, выкладывающим картинку из деталей мозаики, кажется, что это простое, не требующее особых усилий, занятие. Однако за внешней простотой и доступностью скрывается сложная, тонкая, многогранная деятельность, во многом способствующая раскрытию творческих способностей ребенка и отражающая его видение мира. В каждом доме, где растет ребенок, найдется хоть один набор мозаики, но в силу разных причин это игровое пособие не используется в полной мере, а чаще всего пылится на полке.

  Давайте разберемся, чем полезна мозаика, как разбудить интерес ребенка к игре с ней, и как выбрать в магазине набор, соответствующий возрасту и зрительным возможностям вашего малыша?

Регулярные занятия с мозаикой позволяют решить сразу несколько задач психо-физического развития ребенка. Во-первых, развить зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию. Ведь для того, чтобы вставить деталь мозаики в соответствующее отверстие, ребенку необходимо не только правильно определить его место, сверившись с образцом-картинкой или доверившись своей фантазии, но и скоординировать движения глаз и руки. Во-вторых, создавая изображение с помощью мозаики, у ребенка формируется целеполагание и целенаправленная деятельность, волевая регуляция поведения (произвольность), что станет основой дальнейших учебных занятий. В-третьих, мозаика развивает художественный вкус ребенка, образное мышление, воображение, позволяет ему проявить творческую активность и служит особым средством познания мира.

Еще несколько лет назад виды детской мозаики в магазинах детских игрушек можно было пересчитать по пальцам. В основном это были традиционные мозаики «на ножке» для детей от 3 лет. Сейчас мы сталкиваемся с огромным многообразием мозаик для детей, ориентированных на самый разный возраст, - от 10 месяцев до 100 лет (да-да, ведь мозаика - прекрасное средство восстановления ручной умелости в период постинсультной реабилитации у людей пожилого возраста!).

Итак, мозаик на современном рынке игрушек великое множество. Начинаем выбирать…

Обратите внимание на рабочее поле: его расположение (горизонтальное или вертикальное), цвет (обычно он белый, но есть мозаики с полем черного цвета - оно более контрастно по отношению к ярким разноцветным деталям, или с прозрачным полем), материал (пластик или дерево). Также важен размер игровых деталей и способ их крепления на игровом поле, именно эти параметры позволяют подходить к детям дифференцированно, подбирая посильные задания в соответствии с уровнем интеллектуального и физического развития.

Педагоги нашего детского сада используют самые разные виды мозаик, как с вертикальным, так и с горизонтальным полем, учитывая зрительные возможности ребенка и офтальмологические рекомендации. Например, при наличии сходящегося косоглазия у ребенка используются вертикальные мозаики, работа с которыми способствует разведению зрительных осей, а при расходящемся косоглазии лучше использовать горизонтальные мозаики, при работе с которыми взгляд направлен вниз, что способствует сведению зрительных осей.

Форма деталей мозаики также может быть разнообразной: традиционные круглые, шестигранные, геометрические и фантазийные. Способ крепления деталей на поле потребует от ребенка разнообразных мышечных усилий: труднее справится с деталями на ножке, «пуговицами», магнитные детали выкладывать легче. Цвет поля позволяет подобрать контрастность при различной остроте зрения, а прозрачное поле позволит работать по подложенному образцу–картинке, что больше подойдет детям младшего дошкольного возраста. В зависимости от уровня развития мелкой моторики, остроты зрения выбирайте и размер деталей, он обычно указан на упаковке.

Также на упаковке вы увидите количество используемых цветов фишек: чем старше ребенок -тем больше цветов он должен использовать в своей работе. Если для ребенка важны тактильные ощущения, обратите внимание на материал, из которого сделаны детали-фишки: это может быть холодный  гладкий пластик, мягкий теплый полипропилен, дерево. Основные производители детских мозаик: Stellar, Магнетикус – Россия, Quercetti- Италия. Если вы затрудняетесь с выбором правильной мозаики для своего ребенка, посоветуйтесь с учителем-дефектологом (тифлопедагогм), он посоветует соответствующие возрасту и зрительным возможностям параметры игрового средства.

Итак, вы приобрели мозаику. С чего же начать?

В целях развития заинтересованности к игре, предлагайте ребенку задания по принципу «от простого к сложному». Занятия с мозаикой надо начинать не с конструирования (выкладывания фигур или сюжетных картинок), а с общего ознакомления с назначением и приемами работы с ее деталями. Необходимо показать и объяснить ребенку, что рабочее поле (полотно с дырочками) располагается слева от него, а коробочка с фишками – справа (и наоборот в том случае, если ребенок- левша).

Если у ребенка очень низкая острота зрения или ему назначена окклюзия ( на здоровый глаз), важно научить детей на ощупь и с помощью остаточного зрения находить нужную деталь (фишку) и вставлять ее в отверстие. При этом указательный палец левой руки находит свободное отверстие на рабочем поле мозаики, а пальцы правой руки берут из коробки фишку и вставляют ее в дырочку, которая находится под указательным пальцем левой руки. Чтобы фишку можно было вставить в отверстие, ее следует держать за "шляпу''.

До выкладывания определенных фигур надо потренировать ребенка в заполнении фишками горизонтальных или вертикальных рядов, всего рабочего поля мозаики. Затем можно приступить к выкладыванию по образцу или на образец. Постепенно увеличивайте количество элементов и сложность композиций. При этом помогайте ребенку, но не стоит собирать мозаику вместо него. Направляйте, подсказывайте последовательность действий, хвалите малыша за его старание. А самое главное убедите ребенка, что у него все получится. Это очень важно. Итог не заставит себя ждать! Только свободно ориентируясь в цвете, в пространстве поля мозаики ребенок сможет самостоятельно выложить рисунок не только по образцу, но и создать свой собственный. Желаем вам успехов!

Учитель-дефектолог (тифлопедагог) Лошакова Елена Петровна

В копилку  родителям

    Оздоровительная деятельность по коррекции зрения начинается с младшей дошкольной группы. Занятия проводим по специальной методике, позволяющей развивать зрительное восприятие детей, при этом специальные игры и упражнения стимулируют и активизируют зрение. Коррекция зрения проводится во время занятий и вне их (разные режимные моменты – на прогулке, во время одевания, раздевания, в спальне). Основой коррекционной работы на занятиях является  индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Все педагоги обязательно учитывают требования к освещению и учебному оборудованию. Во время занятий учитывается допустимая продолжительность зрительной и моторной нагрузки на каждого ребенка, длительность активного внимания детей.

  Коррекционные паузы проводятся в течение дня, но особенно они важны во время образовательного процесса. В коррекционные паузы мы включаем разнообразные упражнения для глаз с помощью офтальмотренажеров, точечный массаж, пальчиковую гимнастику, динамические упражнения разного направления, физкультминутки и т.д.

 Место ребенка в учебной зоне группового помещения определяется в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога, тифлопедагога, с учетом остроты зрения, вида косоглазия, окклюзии, а также с учётом современных санитарных требований.
 Педагоги используют разнообразные методы обучения, применяя таблицы, различные карточки, ребусы, кроссворды,  тифлоприборы.   Частая смена видов работы на занятиях способствует снятию зрительного напряжения и улучшает внимание у наших детей. У многих ребят один глазик закрыт окклюдором – белой, телесного цвета или голубой  наклеечкой: есть такой метод коррекции зрения — увеличение нагрузки на тот глаз, который хуже видит, — одна из самых старинных и распространенных процедур. Здесь нарочно не употребляют слово «больной» глаз, предпочитая ему другое прилагательное — «ленивый».
   В нашем  детском саду каждый ребенок знает: зрение надо беречь, нельзя относиться к нему безответственно. "Очки носить не стыдно. Все надо делать для того, чтоб лучше было видно". Первое, на что мы обращаем внимание в процессе своих занятий, это умение ребенка ухаживать за своими очками: беречь их от ударов, не класть на жесткую поверхность стеклами вниз (во избежание повреждения стекол), следить за чистотой стекол в очках, уметь мыть очки, протирать их мягкой тряпочкой. . На индивидуальных занятиях у тифлопедагога ребенку предстоит в игровой форме сделать зрительную гимнастику, внимательно рассмотреть разноцветные фигурки, потренировать глазомер, накинув колечки на пирамидку, выполнить другие задания.      
     Занятия с тифлопедагогом не являются лечением, но такая коррекция зрения часто приносит успех: и малыши адаптируются, и их мамы получают психологическую поддержку в этом вопросе Положительные эмоции и взаимное уважение - что еще нужно для того, чтобы чувствовать себя счастливым? К тому же все дидактические игры и задания подбираются индивидуально, в зависимости от зрения ребенка. Параллельно с коррекцией нарушенного зрения ребенка тифлопедагог занимается развитием осязания, формированием точных движений пальцев и кистей рук, обучает определенным навыкам безопасности.
 
Учитель – дефектолог (тифлопедагог) Тюбекина З.Н.


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 12«Сказка».
Адрес:141077, проспект Королёва, д. 11-Б.
Телефон: 511-13-63
Создание сайта
студия дизайна “Веб-Арена”